Публикации сайта
29 Январь
4 / 7

Дети и деньги – как совместить?

Дети и деньги – как совместить?Еще пару десятилетий назад в отечественных семьях стояло четкое «нет» всем деньгам, которые попадали к ребенку в руки. Зачем его баловать? Ведь и сами все можем купить, и сами знаем, что нашему дитятке надо. «Дитятко» благополучно достигало совершеннолетия и вдруг почему-то оказывалось абсолютно беспомощным при любом столкновении с денежным оборотом. Моя соседка постоянно жалуется на мужа, мол, как ни пошлю в магазин за продуктами, обязательно принесет кучу всякой неэкономной и ненужной ерунды.

И понятно, по какой причине это произошло: когда ребенка терпеливо приучали к чистке зубов, мытью рук и порядку в игрушках, о такой важной вещи, как деньги и как заработать, забыли даже упомянуть. А ведь по сути это то же воспитание, которое является существенно важным для всей будущей жизни. И зубная щетка, и купюры с монетками – предметы, назначение которых нужно объяснять не только в теории.

Параллельно с нашим советским «денежным неумехой» на Западе росли чудные сердечные детки, которые слишком хорошо выучили правила зарабатывания и пользования деньгами. Получил пятерку – получил заслуженный заработок, нужно постричь клумбу/вымыть пол/выгулять собаку? – родители, прайс вы знаете. Вот вам и будущие голливудские улыбки, «акулы бизнеса» и сплошные сделки вместо жизни.  

Найти путь между этими противоположными гранями не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – начать как можно раньше «финансовое воспитание» ребенка. «Наука о деньгах – предмет, изучаемый дома, а не в школе», - восклицает автор бестселлера "Богатый папа, бедный папа" Роберт Кийосаки. Исходя из этого, стоит взять себе на заметку – научиться обращаться с деньгами виртуально – невозможно. Значит, все же должны быть карманные деньги у детей. Проблема в том, каким образом они должны к нему попадать и с какой трактовкой.

Дети и деньги – как совместить?В Германии получение карманных денег детьми уже давно регламентировано под угрозой штрафа родителям в случае невыполнения закона: до 6 лет он имеет право на 50 центов в неделю, в 10 - 10–12 евро, а в 15 - 25–30 евро. В английском парламенте пока не успели обсудить этот вопрос, но фактически каждый ребенок начинает подрабатывать с 8 лет. С нашим коммунистическим воспитанием сложно принять такую систему, но взять из нее кое-что полезное мы обязаны, ради счастья и разумного существования наших чад.

В чем же плюсы? Прежде всего, мы научим ребенка элементарно считать – математические навыки не помешают. Но не менее важно умение просчитывать, распределять правильно ту сумму, которую доверили маленькому «банкиру». У детей очень много желаний, а вот свои и родительские возможности они пока оценивают субъективно. Умение пользоваться деньгами – это один из важных шагов к будущей самостоятельности ребенка, а также воспитание правильного понимания цены денег в собственной жизни. Пока ребенок стоит посреди магазина с воплем «купи», ни о какой готовности к карманным деньгам детям не может быть и речи. Если такая проблема существует, желательно углубиться внутрь семейных отношений: с точки зрения психологов, любое требование ребенка – это последствие недостатка родительской любви, а не скромного бюджета.

Нередко отсутствие навыка «понимания денег» приводит и к серьезным болезням – клептомании, игромании или патологической скупости. Поэтому первым делом ребенку нужно объяснить, что не все покупается за деньги, что детям деньги – это не образ жизни, а средство обеспечения полноценной жизни, и что получать их можно в результате труда. Мирзакарим Норбеков в одной из своих книг описал историю, когда в пятилетнем возрасте он работал в огороде у соседа. Тот заплатил за труд, но деньги отдал отцу, который потом выдавал их по частям, чтобы сын правильно ими распорядился.

Уже сформировалось негласное правило: чем меньше ребенок, тем чаще ему нужно выдавать суммы в виде карманных денег. С возрастом суммы растут, а частота выдачи денег наоборот уменьшается. Причем, когда начинать выдавать детям деньги, решают сами родители в зависимости от того, насколько ребенок понимает суть денег. Он уже знаком с тем, каким образом родители добывают деньги, и, может, даже завел копилку или детский кошелек. Он уже умеет трудиться – но не за плату, а проявляя себя в труде творчески, получая от этого удовольствие (поделка для дома, подарок маме, уборка на кухне, поход в магазин). Получается, что где-то с первого класса ребенок готов к самостоятельному планированию расходов. Когда он начинает тесно общаться со сверстниками, нужно объяснить, что у всех семейный доход разный, поэтому и суммы, выдаваемые родителями, будут варьироваться. Ребенка не должно это расстраивать. Можно предложить ему заработать нехватающую сумму для покупки новой компьютерной игры, рассказать историю миллионера родом из небогатой семьи (там почти все такие были).

Говоря слово «заработать», вы не должны подразумевать под ним домашние хлопоты по дому или, что еще хуже, учебу.  Ваше дитя должно принимать непосредственное участие в жизни семьи совершенно бесплатно, понимая и сочувствуя трудностям, внося свой вклад, как трудовой, так и учебный. Иначе вырастет маленький монстрик, постоянно требующий повышения зарплаты.

Вот почему главный акцент делается на источники поступления денег в детский кошелек. Обычно это карманные расходы (то есть те, которые ребенок имеет право тратить самостоятельно, по своему усмотрению), денежные подарки (от бабушек, родственников, друзей родителей) и заработанные деньги (например, в качестве курьера, разносчика пиццы и т.д.).

Дети и деньги – как совместить?Финансовые правила, которые вы установили однажды менять не стоит: тут ребенок обязан чувствовать особую строгость и стойкость понятий, чтобы чему-то научиться. Если вы даете ребенку деньги на покупку набора карандашей для школы или цветов для учителя, то эти средства идут из общего бюджета семьи, а не их карманных денег. И ни в коем случае нельзя «задабривать» детей подарками, компенсируя, таким образом, недостаток любви и совместно проводимого времени. Только в процессе труда малыши сделают правильные выводы и поймут, как заработать деньги и как пополнить детский кошелек.

А вот за плохое поведение иногда можно и лишить «свободных растрат». И не потому, что безденежье – самое страшное наказание, а потому что ребенок не ценит родительский труд, заботу о себе, следовательно, не имеет права на долю в семейном бюджете. Отличников и умниц лучше поощрить заветным подарком от родителей, нежели денежной суммой. Любовь проявляется родителями всегда и во всем, но не должна выражаться в денежном эквиваленте. Как гласит китайская пословица, любовь - это единственное, что побуждает к жизни, но не покупается даже ценой жизни.

 

29.01.2008                                                                              Автор: Евгения Кудинова
Поделиться
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.

Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"


Новое в детской галерее
МРТ
Кабинет детского стоматолога
Игровая зона на втором этаже клиники
Эхо-КГ сердца детям
Лор кабинет
Регистратура Детской поликлиники Литфонда
Марго
Папа
теннис дети
Флористический мастер-класс
Фруктовый мастер-класс!
Провожу фруктовые мастер-классы для детей
Алиса
Маргорита
Влада